Новости
Автоматизация
ТВЧ
Производство
3D
Внестудийное производство
Звук
Хранение
Инфраструктура
Цифровой кинематограф
Спутник
NAB2015'blog
 
Акции
Учеба
Видео
Вы здесь: Главная >> Спутник >> Цифра, деньги, спутник: следующие векторы развития ТВ
Цифра, деньги, спутник: следующие векторы развития ТВ
09.04.2013, Владимир Тиравский
Цифра, деньги, спутник: следующие векторы развития ТВ

В мире продолжается массовый переход от аналогового к цифровому телеформату, увеличивается количество абонентов платного спутникового телевидения и сокращается количество абонентов кабельного. В Украине же все наоборот: медленно продвигается подключение к цифровому формату телевидения, наблюдается низкий спрос на услуги платного спутникового телевидения, однако свои крепкие позиции сохраняет кабельное телевидение.

Перефразируя известную цитату Марка Твена, можна с уверенностью констатировать, что слухи о неизбежной смерти телевидения являются сильно преувеличенными, даже учитывая наступившую эру Интернета и появление ноутбуков, смартфонов и планшетов. Скорее наоборот, за последние 10 лет, как утверждается в книге Криса Форрестера «Even Higher», время просмотра телевизионных программ, например в Европе, неуклонно растет и сейчас составляет – 228 минут в день на одного человека. Телевизор всë так же находится в центре наших квартир и домов и остается самым популярным устройством распространения аудиовизуальной информации. Однако не стоит игнорировать и факт ожесточенной конкуренции за контроль над досугом каждого человека и поэтому экспансия новейших цифровых технологий, безусловно, соответствующим образом влияет на развитие телевидения в мире.

Естественная эволюция

Аналоговый формат телевидения, очевидно, доживает последние несколько лет, ведь количество его абонентов в мире, по данным аналитического агентства Digital TV Research, в 2012 году сократилось до 502 млн. и до окончания 2017 года уровень проникновения снизится к 13,3%. Вместо этого, интенсивно происходит переход на цифровой формат телевидения: в прошлом году, финансовые объемы этого рынка составили €340 млрд. и до 2016 года, согласно прогнозов французской аналитической компании Idate, к цифровому ТВ будут подключены 1,5 млрд. домохозяйств. Эксперты Digital TV Research также подсчитали, что в течение ближайших двух лет, кабель будет оставаться основной технологией на рынке цифрового ТВ, однако все-таки сдаст позиции под мощным прессингом спутниковых сетей, гибридных ТВ-решений и ІPTV, на которых будет приходиться 30%, 26% и 7,3% всех подключений в мире, соответственно. Заметим, что под гибридными ТВ-решениями подразумеваются предложения операторов, в рамках которых абонентам доступны, например, наземный и спутниковый сигнал одновременно, или наземный сигнал и видео OTT. В целом, уровень проникновения цифрового ТВ среды домохозяйств мира до 2016 года достигнет 77,6% и этому росту будут способствовать – активность правительств мира в переходе на цифровое вещание в национальном масштабе, инвестиции кабельных компаний в модернизацию собственной инфраструктуры, а также растущая популярность спутниковых и IP-сервисов.

Интересно, что по уровню проникновения цифровых ТВ-сервисов сейчас лидирует Северная Америка с показателем в 90%, затем следует Европа (77%), Латинская Америка (63%), Ближний Восток и Африка (48%) и Азиатско-Тихоокеанский регион (46%). В ближайшее время, активное внедрение «цифры» будет наблюдатся, в основном, в странах Восточной Европы: так, по данным исследовательской компании Research and Markets, до 2016 года на территории 15 стран данного региона останется лишь 12 млн. домохозяйств, которые будут пользоваться аналоговым ТВ. В 2013 году, по данным аналитической компании Informa Telecoms&Media, общая база подключенных к ТВ-сервисам домохозяйств в Восточной Европе должна достичь в совокупности 134 млн., из которых 54 млн. будет приходится на цифровое ТВ.

Количество домохозяйств в мире, подключенных к цифровым телесервисам, по состоянию на 2013 год (млн)

Регион

Кабель

DTH

IPTV

DTT

Freesat

Итого

Азия

147

36

22

26

15

676

Восточная Европа

15

13

5

10

9

134

Западная Европа

35

31

17

59

16

174

Латинская Америка

16

9

2

3

0

124

Ближний Восток

2

2

0

2

11

22

Северная Америка

75

38

8

11

0

133

Источник: Informa Telecoms&Media

В Украине, аналоговым телевидением, согласно исследованию группы Expert&Consulting, сейчас пользуется 33% домохозяйств, преимущественно в селах и поселках городского типа. Что касается цифрового телевидения, к нему на конец 2012 года, по данным Госкомтелерадио Украины, подключено 2,5 млн. домохозяйств (около 7 млн. чел.). В течение 2013 года, доступ к цифровому ТВ получат еще 12 млн. украинцев. Как известно, в начале 2012 года, Кабинет Министров принял программу бесплатной раздачи малообеспеченным слоям населения – дешевых телеприставок (set-top-box) для приема цифрового сигнала. Сейчас эти устройства получили уже 800 тыс. отечественных домохозяйств и цифровое вещание в тестовом режиме началось на 90% территории страны. Окончательно перейти на эфирное цифровое телевидение, Украина должна до 2015 года.

Билет на телесеанс

Мировой рынок платного телевидения в прошлом году, как утверждает компания ABI Research «Pay-TV ARPU and Revenues, демонстрировал стабильный рост, показав прибыль в $238 млрд. и ожидается, что в 2018 году она достигнет $304 млрд. Количество подписчиков платных ТВ-сервисов в мире,  по данным Infonetics Research, на конец 2012 года достигло 719 млн. и среднегодовой темп роста рынка до 2016 года будет составлять 7%. Максимальная динамика рынка сейчас прослеживается в странах Латинской Америки: рост в 2012 году на 23% до $23 млрд. К примеру, в Бразилии годовой рост количества абонентов pay-TV составляет ни много ни мало, а 30,4% и сегодня их насчитывается около 13 млн. домохозяйств. Увелечение населения и среднегодового дохода способствует росту численности потребителей платного телевидения и в странах Африки. Так, в ЮАР, согласно отчету Digital TV Sub-Saharan Africa report,  количество подписчиков платного ТВ за год растет почти на 23% и составляет 4 млн. абонентов (или 60% от всех домохозяйств страны).

Особого внимания заслуживает рынок платного ТВ в США, который то быстро расширяется, то с не меньшей скоростью сокращается, хотя ставить под вопрос его стабильность по крайней мере странно – 87% всех американских домохозяйств тем или иным образом подключены к Pay-TV, и цифра эта не меняется уже третий год подряд. Тем не менее, сезонные проблемы все-таки присутствуют: согласно последним данным, опубликованным компанией Leichtman Research Group (LRG), количество подписчиков 13 крупнейших операторов платного ТВ, на долю которых приходится 94% американского рынка, сократилось во втором квартале 2012 года на 325 тыс. абонентов, что на 1,5 тыс. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как это не парадоксально, но платное ТВ в Великобритании до сих пор 13 тыс. домохозяйств смотрят в черно-белом изображении. В организации, занимающейся сбором телевизионных лицензий – TV Licensing сообщили, что  количество лицензий на просмотр черно-белых телевизоров в начале 2013 года составило 13,2 тыс. Самое интересное, что больше всего монохромных телевизоров в Лондоне – здесь их 2,7 тыс. Следует отметить, что стоимость лицензии на просмотр черно-белого телевизора составляет $78 в год, тогда как лицензия на цветной телевизор обходится британцам в $232.

В Украине, по данным исследования группы Expert&Consulting, среди технологий платного телевидения наиболее популярно кабельное ТВ (его доля в домохозяйствах порядка – 38%), причем в Киеве и Восточной Украине, наименее – в Западной Украине. Отличие в популярности в Западном и Восточном регионе – примерно в 2,2 раза. Доля платного и бесплатного спутникового ТВ в Украине – чуть более 20%. При этом оно наиболее популярно в селах и поселках городского типа (его проникновение в домохозяйства порядка 36%). ARPU (Average revenue per user, средняя выручка на одного пользователя) услуг платного ТВ в Западном регионе примерно на 22% больше, чем в Центральном регионе Украины. В селах и поселках гороского типа, ARPU примерно на 60% больше, чем в городах с населением 50-100 тыс. ARPU домохозяйств с низким уровнем жизни почти на 33% ниже, чем ARPU домохозяйств с уровнем жизни выше среднего.

Развитию рынка платного телевидения в Украине, по мнению Оксаны Ферчук, генерального директора компании Viasat, озвученном во время пресс-конференции в УНИАН осенью 2012 года, препятствуют три основные проблемы. Во-первых, отсутствие нормы обязательного лицензирования всех операторов рынка. Во-вторых, кардшаринг – это пиратский способ потребления контента, при котором через Интернет абонент получает возможность вскрывать систему кодирования другого оператора и иметь доступ к контенту бесплатно. В-третьих, некоторые провайдеры иногда существенно занижают количество абонентов в отчетах, нечестно рассчитываются с дистрибьюторами и правообладателями, которые не получают необходимые суммы денег и не могут развивать дальше контент.

Полярные тенденции

За последние 5 лет, количество абонентов кабельного телевидения, согласно докладу Фердинанда Кайзера, директора спутникового оператора SES, сократилось из 71,5 млн. до 69,2 млн. Будут снижаться в дальнейшем и финансовые объемы этого рынка, которые в 2016 году составят – $62-69 млрд. в цифровом формате и мизерные $7 млрд. в аналоговом формате. К примеру, в Соединенных Штатах, где операторы кабельного телевидения в течение 20 лет превалировали в сфере доставки видеоконтента, сейчас отчаянно сражаются за каждый доллар и цент с национальными вещателями и правообладателями контента. А сама структура их бизнеса оказалась под угрозой со стороны государственных регуляторов, провайдеров интернет-видео, поставщиков потокового интернет-телевидения посредством сет-топ-боксов, производителей Blu-Ray DVD-плееров и даже Smart TV. В итоге, по данным исследования компании Convergence Consulting Group, от кабельных сетей в США отключилось по итогам 2012 года – 3,6 млн. абонентов. Учитывая, что всего к кабельным сетям  в США подключено свыше 105 млн. домохозяйств, этот показатель не очень велик и составляет всего 3,6% от общего числа подписчиков.  Однако, к 2015 году операторы кабельного ТВ, такие как Online, Netflix, OTA потеряют в США около 12,1 млн. клиентов, а это уже более 10% всех кабельных домохозяйств страны.

В Украине же диаметрально противоположная ситуация: количество абонентов кабельного телевидения в 2012 году, по информации Государственного комитета статистики составило 3,63 млн., что на 164,4 тыс. больше, чем в 2011 году. Следовательно, на 5,7% выросли и финансовые объемы этого рынка, составив 1,5 млрд. грн.

Источник: Государственная служба статистики Украины

В противовес этому за последние 5 лет численность пользователей спутникового телевидения, по крайней мере, в Европе, согласно докладу Фердинанда Кайзера, увеличилось из 68,6 млн. до 83,6 млн. домохозяйств. Так, в Германии (крупнейший и наиболее конкурентный рынок телевидения в Западной Европе с 34 млн. домохозяйств) впервые в истории больше зрителей смотрят телевизор через спутник (17,5 млн. домохозяйств), чем через кабель (16,5 млн. домохозяйств). За 2012 год количество зрителей спутникового телевидения в Германии выросло на 900 тыс. В ближайшей перспективе, именно спутник станет основным средством увеличения количества телеканалов и повышения качества изображения. Французский исследовательский центр Euroconsult сообщает, что до 2015 года появится 4,5 тыс. новых спутниковых телеканалов (из них 60% – будут вещать в формате HD), а до 2021 года – 12,4 тыс. новых спутниковых телеканалов (из них 80% – будут вещать в HD-формате).

Мировой рынок платного спутникового телевидения в следующие 5 лет, по данным Digital TV Research, достигнет $91 млрд. (для сопоставления: его обьемы в 2011 году составили $76 млрд.). В целом, к 2017 году число абонентов платных спутниковых операторов в мире возрастет до 220 млн чел. При этом наибольшее проникновение ожидается в Южной Африке (60%), Польше (45%) и Ирландии (44%). Наибольший прирост абонентской базы придется на развивающиеся рынки: в Индии составит 23 млн, а в Бразилии число DTH-абонентов вырастет вдвое – до 7,6 млн. А пока самым крупным рынком спутникового ТВ в мире остаются США, где, по информации исследовательской компании IBIS World, в ближайшие пять лет расходы пользователей в этом сегменте вырастут, а доходы поставщиков услуг будут увеличиваться ежегодно в среднем на 5,6% – до $41,4 млрд. в 2017 году.

В Украине обладателями «белых тарелок» являются 3 млн домохозяйств, но 95% из них, по результатам опроса, проведенного компанией «Укркосмос» не готовы платить за спутниковое ТВ. Таким образом, объемы рынка непосредственного спутникового вещания Украины в денежном выражении составляют $35 млн, тогда как в соседней Польше – свыше $1 млрд, а в России – $500 млн. Из трех платных спутниковых платформ в Украине крупнейшей является Viasat Ukraina, открытая скандинавским оператором Viasat в апреле 2008 года. Ее абонентская база по состоянию на сентябрь 2012 года составила всего лишь около 150 тыс. домохозяйств. Остальные две платформы – «НТВ плюс Украина» и «Xtra TV» имеют в своем активе около 100 тыс. абонентов каждый. В первом квартале 2013 года на украинском рынке появилась новая платформа непосредственного вещания «Лыбидь ТВ».

«Рынок спутникового телевидения растет быстрыми темпами по всему миру, и Украина в этом плане не исключение. Конечно, с одной стороны, современные коммуникации, включая ТВ, полагаются на многочисленные технологии. С другой стороны, растет спрос на HD, в будущем и на Ultra HD  технологии, которые требуют значительной пропускной способности. Именно спутник способен удовлетворить этот растущий спрос, поддерживая эффективную коммуникационную экосистему. Кроме услуг DTH, спутник передает сигнал на кабельные и наземные сети и здесь Украина также является примером в использовании таких решений», – подчеркнул в комментарии «Broadcast.Telekritika» Онно Зонневальд, глава представительства спутникового оператора SES в Украине.

 
Поделиться материалом:
Дополнительные действия:   Версия для печати
Самое читаемое:
Комментарии: Добавить комментарий:
Статус:
Код с картинки:
Имя:
Комментарии:
Новости
04.08.2015
Об этом написал в своем корпоративном блоге старший вице-президент компании Microsoft Юсуф Мехди.
03.08.2015
На прошлой неделе была объявлена программа 72 Венецианского кинофестиваля.
03.08.2015
Компания Sony опубликовала отчет за квартал, завершившийся 30 июня 2015 года. За отчетный период получено 14,82 млрд долларов дохода, что примерно равно доходу за тот же период прошлого года.
31.07.2015
Сообщается, что новинка дебютирует одновременно со смартфонами iPhone 6s и iPhone 6s Plus.
Анонсы событий
01.07.2015
В этом году ЕЕВС 2015 состоится 20 – 21 октября в выставочном центре «КиевЭкспоПлаза» одновременно с XX международной выставкой индустрии безопасности «БЕЗПЕКА 2015» (19-22 октября).
26.06.2015
Dronestagram, онлайн-платформа для всех людей, увлекающихся фото, сделанными с помощью беспилотных летательных аппаратов, проводит совместно с National Geographic конкурс аэрофотографии.
18.06.2015
Запланированы презентации реальных решений для бизнеса на базе новейших процессоров Intel Core.
08.06.2015
Сегодня, 8 июня 2015 года в университете Full Sail состоится презентация «Прошлое, настоящее и будущее микрофонной технологии», организованная компаниями Neumann и Sennheiser.